ОРТОДОКСИЯ.РУ - Владимир Русак. Московский патриархат и Зарубежная Церковь

Владимир Русак. Московский патриархат и Зарубежная Церковь

Владимир Русак. Московский патриархат и Зарубежная Церковь
13/03/2018/Ортодоксия.ру/.

 Фундаментальная работа по истории Русской Церкви в 4-х томах о. Владимира Русака увидела в свет в Канаде.

Для русских православных имя автора – знаковое. Через вой глушилок восьмидесятых мы узнавали о подвигах исповедников веры - о. Глеба Якунина, Александра Огородникова, Виктора Бурдюга, Зои Крахмальниковой…

О. Владимир Русак был, пожалуй, самой удивительной фигурой в этом сонме последних исповедников XX-го века. Единственный из церковных диссидентов (разве что можно вспомнить еще вл. Ермогена (Голубева)), он был «человеком системы» - сотрудником Журнала Московской Патриархии, самого официозного и абсолютно подконтрольного безбожным властям патриархийного издания. Плоть от плоти и кровь от крови "сергианин".

Нам неизвестно, какими путями Господь приводит к Своему Царству. «Свидетельство обвинения» - работу о. Владимира - можно сравнить с «Трагедией Русской Церкви» Льва Регельсона: та же искренность и тот же вопль – «Спасите Наши Души!».

Труд стоил автору Гулага. Не за опубликованную работу - за рукопись.

Вот автобиография о.Владимира Русака:

«Владимир Степанов (литературный псевдоним; настоящее имя – Владимир Русак) родился в 1949 году в церковной православной семье в Белоруссии. С пяти лет прислуживал в алтаре священнику. После окончания средней школы учился в Минском Педагогическом институте (физико-математический факультет, отделение физики), затем окончил Московскую Духовную Семинарию и (в 1977) Духовную Академию со степенью Кандидата Богословия за работу «Раннехричстианские апокрифы и их христологическое содержание» (Загорск, 1977, 408 машинописных страниц).

С 1970 по 1980 годы работал в редакции «Журнала Московской Патриархии», вначале в качестве референта, затем - литературного редактора, а в последние годы – в качестве научного редактора. Параллельно работе в редакции многие годы писал работу по истории Русской Православной Церкви послереволюционного периода.

В апреле 1986 года за эту еще не изданную работу был арестован и приговорен к высшей мере наказания по статье 70 УК РСФСР («Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти либо совершения отдельных особо опасных государственных преступлений, распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно распространение либо изготовление или хранение в тех же целях литературы такого же содержания

наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет или ссылкой на срок от двух до пяти лет. Те же действия, совершенные лицом, ранее осужденным за особо опасные государственные преступления, а равно совершенные в военное время,

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет») – 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки. Срок отбывал в пермских лагерях. В новом российском УК статья отменена.

В результате ходатайств различных международных организаций и, в первую очередь, Конгресса Соединенных Штатов, в конце 1988 года был освобожден и в апреле 1989 года выехал в Америку.

Вскоре по приезде в Америку у них с женой Галиной родился сын Петр.

До 1997 года преподавал в Свято-Троицкой Семинарии в Джорданвиле (Зарубежная Церковь, штат Нью-Йорк) историю Русской Православной Церкви и, впоследствии, Каноническое право. В 2008 году, после гибели в автоаварии единственного сына Петра, вернулся в Москву, в 2014 – вновь уехал в Америку.

Владимир Русак – член Союза Российских Писателей, автор нескольких монографий, в том числе «Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе» (издана в США в трех томах), «История Российской Церкви со времени основания до наших дней», «Пир сатаны. Церковь и государство в “ленинский” период», «Евангелие Иисуса Христа», и многочисленных статей на богословские и церковно-исторические темы».

Первые два тома публикуемой нами работы являются дополненной и переработанной версией «Свидетельства обвинения»; два других посвящены РПЦЗ и являются незаменимым источником по истории воссоединения двух частей Русской Церкви в 2007 г.

В начале своего труда автор заявляет о нейтральности и объективности своих оценок описываемой им реальности. К счастью, это ему не удается на протяжении всей книги. На наш взгляд, это одна из самых тенденциозных работ по истории РПЦ /РПЦЗ XX – века, но именно этим она замечательна и интересна: это не только добротный академический труд, еще и "труд сердца".

Зачастую история воссоединения РПЦ и РПЦЗ трактуется исключительно, как успешная операция КГБ (хотя его на тот момент давно не существовало), организованная заброшенными в недра Зарубежной Церкви циничными агентами в рясах.

Эта незамысловатая версия опровергается трудом о. Владимира Русака. Автора, активного сторонника воссоединения, очень сложно отнести к "чекистам", а фактический материал, приводимый им в 4 томе этого труда, не оставляет сомнений в тогдашней искренности промосковской партии.

Все это важно для историков, но главный посыл книги о. Владимира читается между строк: вся нынешняя Церковь далеко отстоит от той Церкви, которую когда-то замыслил Сам Христос.

Редакция


Наши читатели могут ознакомиться с работой о. Владимира Русака в формате pdf здесь:

Московский патриархат. Т.1. Московский патриархат. т.2.  РПЦЗ. Т.1. РПЦЗ. Т.2


Заказать эти книги можно по ссылкам:

 http://www.lulu.com/shop/vladimir-stepanov-rusak/the-moscow-patriarchate-20th-century-vol-i/paperback/product-23546435.html

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Подписка на новости