ОРТОДОКСИЯ.РУ - «Свет веры». Интервью благочинного церквей Наро-Фоминского округа протоиерея Олега МИТРОВА

«Свет веры». Интервью благочинного церквей Наро-Фоминского округа протоиерея Олега МИТРОВА

«Свет веры». Интервью благочинного церквей Наро-Фоминского округа протоиерея Олега МИТРОВА

 

25/10/2020/Ортодоксия.ру/

 - Отец Олег, начать наш разговор я бы хотел с недавнего события – открытия храма св. Михаила Архангела в селе Архангельское после реконструкции. Событие очень торжественное и долгожданное.

- Да, действительно, этот храм имеет очень непростую историю. Первые сведения о нем относятся к XVI веку, а современное здание было построено в 1790 году владельцем Архангельского, князем Александром Прохоровичем Ширинским-Шихматовым. В советское время, как водится, церковь закрыли. Впоследствии в здании располагались магазин и клуб, затем оно пустовало и было частично разрушено. В 1990-е годы жители села попытались как-то вернуть его к жизни, какие-то первые шаги сделали. Уже в 2000-е годы там началось богослужение, хотя храм был далек от завершения реставрации. И лишь в последние несколько лет произошли серьёзные изменения. Сначала этому храму начал помогать один человек, имеющий вес в Московской области, Михаил Михайлович Кузнецов. Это были его личные пожертвования. Потом храм взял в свою программу фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. И буквально за три года реставрация пошла стремительными темпами. И вот 4 октября этого года управляющий Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения храма, то есть обновления храма после долгих лет забвения.

   - Храм действительно выглядит очень красиво, очень величественно. И, конечно, он вновь станет центром притяжения для верующих.

   - Он центром притяжения и был. Только теперь он действительно похож на храм, это не просто руины или склад, который вчера еще там был. Видно, что храм теперь во всем своем благолепии и красоте. Также хотел бы поблагодарить администрацию городского округа, которая своими силами провела очень большую работу по благоустройству территории вокруг храма. А это очень существенная часть общей картины. Можно сделать идеальный храм, но если вокруг будут лежать бетонные блоки и навален мусор, то, наверное, в целом всё будет выглядеть несколько иначе. Сейчас там все очень красиво и обустроено.

«Можно сделать идеальный храм, но если вокруг будут лежать бетонные блоки и навален мусор, то, наверное, в целом картина будет иная».

- Любое доброе дело получается успешным, если это плод совместных усилий. Особенно, если им занимаются люди, близко к сердцу его принимающие.

- Так оно обычно и происходит, потому что нельзя человека заставить творить добро. Должен быть зов души. Множество примеров восстановления храмов – либо это было сделано одним человеком каким-то состоятельным, который взялся и от начала до конца это дело довел. Либо это крепкий приход, который не имеет больших спонсоров, но сам потихонечку, понемножечку, копеечка за копеечкой, шаг за шагом совместными усилиями восстанавливает свою святыню. Так что вариантов много. Неравнодушие людей, искреннее стремление, чтобы святыня была в том месте, где они живут, где они хотели бы молиться – это, наверное, самое важное.

- Есть и целая программа областная.

- Да, как я уже сказал, в Московской областной епархии действует Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь, сопредседателями которого являются наш владыка митрополит Ювеналий и губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев. И этот фонд занимается реставрацией самых «безнадежных» храмов, у которых не оказалось ни благотворителей, ни попечителей, ни крепкой церковной общины. Конечно, это, возможно, не так много, всего несколько храмов в год. Но как бы то ни было, в итоге – результат налицо. Надеюсь, что это стремление, чтобы на нашей земле не осталось руин церковных, будет усиливаться. И постепенно в программу фонда попадут и другие порушенные храмы.

«Неравнодушие людей, искреннее стремление, чтобы святыня была в том месте, где они живут, где они хотели бы молиться – это, наверное, самое важное».

- А что с Никольским храмом в центре Наро-Фоминска? Ведь там достаточно давно продолжаются ремонтные работы.

- Там работы уже идут лет восемь. И наверно, года четыре они еще будут продолжаться, если темп останется примерно такой же, как есть. Тут тот случай, когда приход в основном сам восстанавливает свой храм. Исключением стал нынешний год, когда администрация благоустроила место около Вечного огня, и тем самым благоустроила очень значительную часть нашей территории прихрамовой. Это был важный вклад. А пока продолжается реставрация. Планы на этот год были большие – отремонтировать и кровлю, и фасад. Но всем известные обстоятельства с карантином приостановили все работы. И доходов никаких не было в этот период. Поэтому работы мы начали только сейчас, осенью, и успели пока закончить только кровлю.

- Расскажите, пожалуйста, в чем заключаются обязанности благочинного.

- Обязанности благочинного - быть «оком» митрополита на определённой территории, в данном случае – в нашем городском округе. Контроль за деятельностью храмов, церковных общин, настоятелей. Разрешение конфликтных вопросов, если они возникают. Общение с местной администрацией, согласование каких-то общих вопросов. В этом плане могу отметить слаженное взаимодействие с главой Наро-Фоминского городского округа Романом Львовичем Шамнэ.

«Надеюсь, что это стремление, чтобы на нашей земле не осталось руин церковных, будет усиливаться».

- Каждый человек, наверное, мечтает о счастье. Каждый желает другому счастья. Что такое счастье в понимании религиозном?

- Все очень просто. Счастье в религиозном смысле – это единение с Богом, достижение максимального возможного познания, соприкосновения с ним. Причем, это начинается в земной жизни, и мы верим, что это продолжается в вечности. Кто искал Бога на земных путях, тот обретет его и на путях вечности. Если мы посмотрим жития наших святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского, мы увидим совершенно ясные признаки того, что они были абсолютно счастливы. Могли этим счастьем, этим светом, этой радостью поделиться с другими. И от них уезжали тысячи людей, получив частичку этого неземного присутствия Бога в каких-то земных проявлениях.

- Отец Олег, хотел бы спросить Вас ещё вот о чем. Каждый человек приходит к Богу своим путем. Как это произошло у Вас?

- В мое время в школе в качестве мировоззрения предлагался марксизм. Естественно, как всякий хороший октябренок, пионер, комсомолец я очень интересовался и этим учением, другими учениями философскими. И когда пришло время оканчивать школу и поступать в вуз, я выбрал исторический вуз. И все это вместе – изучение истории, изучение разных философских учений, ясно проявившийся кризис коммунистической идеологии тогда, все это вместе вылилось в некии поиски, которые и привели меня в Церковь.

- Наверное, и Вам на жизненном пути встречались люди высокой духовной миссии. Кого бы Вы могли назвать, кто для Вас был и остаётся примером в этом плане?

- К счастью, мне попалось в этой жизни очень много людей, которые действительно серьезно искали Бога. Прямо с момента моего крещения Господь не оставлял меня никогда. Всегда можно было опереться на кого-то, на чьё-то мнение, на чей-то совет. Я считаю, что жителям Подмосковья очень повезло, что уже столько лет нашей епархией управляет владыка Ювеналий. Это действительно один из великих архиереев нашего времени. Потому что Московская область в плане церковном удивительно успешна, здесь все правильно налажено. Смотришь вправо, влево – там много проблем, оставшихся после разорения церковного. А здесь как-то церковная жизнь и во внешнем своем проявлении, и во многих духовных формах выглядит очень достойно. А что касается людей духовных, для меня лично очень значимых примеров немало. Я бы назвал в качестве примера, архимандрита Дамаскина Орловского – ученого, который уже несколько десятилетий занимается изучением подвига новомучеников и исповедников Церкви русской. Это фактически тот пласт культуры, который был не исследован, был для нас недоступен. И сейчас, после их канонизации соборной в 2000 году, изучение их жизни, их пример, молитва к ним, обращение к ним, мне кажется, это тот фундамент, на который современный человек, такой слабый, немощный духовно, может опереться. Наверное, изучить эти труды можно рекомендовать любому – и церковному, и нецерковному человеку, всем, кто интересуется историей нашего Отечества.

«Прямо с момента моего крещения Господь не оставлял меня никогда».

- Один философ как-то заметил, что «величайшей победой дьявола могла бы стать попытка внушить людям, что его нет». Т.е., сбить их с правильного пути, внушить им человекоубийственные страсти. Не удалась ли эта попытка?

- Это такая хитрость небольшая, довольно мелкая. Гораздо опаснее, что люди не ищут, наоборот, положительного, доброго начала. Вот в чем проблема. Появились признаки нашего оскудевания в любви, в поиске истины., что многие люди готовы разменять материальное, временное на Вечное. Вот более яркие признаки духовного кризиса.

- Церковь учит смирению и любви. Великому смирению и великой любви. Насколько они, на Ваш взгляд, могут быть воплощены в нашем сегодняшнем, суетном современном мире?

- Это совершенно не зависит ни от времени, ни от места, ни от чего. Это состояние души человека. Это прежде всего рассказ о том, каков я в своих глазах, в глазах Божьих, насколько я объективно могу себя оценить. Что касается смирения – человек просто адекватен. Он реально смотрит на себя. Нет каких-то розовых очков, преувеличения, преуменьшения. Он вполне трезво себя оценивает. Что до любви, наверное, как и смирение - это дар Божий. Человек его ищет. Он говорит себе: «Есть заповедь Божья о любви, а я ее не могу исполнить. Меня кто-то обижает, а я не могу простить сразу. Ощущаю потребность, что если у меня этого нет, где-то есть источник, который подобное может мне дать». А этот источник – сам Бог. Поэтому когда человек к нему обращается, Господь ему помогает. Время, место ничего не означают совершенно.

«Смирение и Любовь - это состояние души человека. Это прежде всего рассказ о том, каков я в своих глазах и в глазах Божьих».

     Мне бы хотелось пожелать, чтобы каждый искал Бога, чтобы каждый не был равнодушным, чтобы никто не остался в рамках чисто земных интересов, чтобы у человека был поиск. Наверное, это самое важное условие. А если человек будет искать, рано или поздно он найдет Истину.

- Спасибо, отец Олег, за это интервью. Действительно, Вы правы, какое бы положение в обществе мы ни занимали, какие бы высокие звания ни носили, необходимо сохранять скромность, смирение, любовь к ближнему, любовь к родной земле, любовь к Богу. Ведь Бог и есть любовь.

mitrov2

 

Беседовал Владимир Шакулов

Фото: Олег Захаров

                                        

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Подписка на новости