ОРТОДОКСИЯ.РУ - Памяти о. Владимира Русака

Памяти о. Владимира Русака

Памяти о. Владимира Русака
28/04/2019/Ортодоксия.ру/

Русское православие понесло очередную невосполнимую утрату. Отошел ко Господу отец Владимир Русак. 
Редакция "Ортодоксии" выражает глубокое соболезноваие родным и близким отца Владимира и никогда не забудет счастья общения с ним, в том числе, в рамках нашего проекта.
В память вечную будет праведник!


 В минувшую субботу, 20 апреля отошел ко Господу выдающийся церковный историк и публицист, член Союза российских писателей, автор знмаменитого трехтомника «Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе» и нескольких сотен статей протодиакон Владимир Русак.

Влади́мир Степа́нович Русак родился 17 июня 1949 года в белорусской деревне Мутьковичи (Новомышский район, Барановичская область).

Согласно его биографии, «в 1967—1970 годах учился в Минском государственном педагогическом институте на физико-математическом факультете.

В 1970—1980 годах работал в «Журнале Московской Патриархии» стажёром, референтом, редактором, а с 1977 года — научным редактором. В 1973 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1977 — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за работу «Раннехристианские апокрифы и их христологическое содержание».

В 1976 году рукоположен в сан диакона.

Параллельно с работой в редакции писал книгу по истории большевистских репрессий против Православной Церкви. За это был уволен с работы.

В 1980—1981 годах служил диаконом в деревне Иванисово Ногинского района.

В 1982 году по собственному прошению, направленному митрополиту Белорусскому Филарету (Вахромееву), переведён в Витебск.

В 1983 году за проповедь в Витебском Казанском соборе о мучениках за веру в СССР был лишён регистрационной справки от уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР, что приводило к лишению места служения. Был направлен в ссылку в Жировичский монастырь. Затем непродолжительное время служил при храме в Давид-Городке».

По словам его многолетнего друга и соратника Льва Регельсона, «в проповеди отец Владимир сказал открыто о мучениках за веру в Советском Союзе. Он сопоставил значение мученичества первых христиан, утвердившее Христову Церковь на земле в первые века христианства, с подвигом лучших верующих нашего времени. Отец Владимир считал новое мученичество не менее значительным в наше время для очищения истинной природы Христовой Церкви. Новые страдальцы за веру, по его словам, "сделали свое дело своей мученической кончиной. Они показали нам, каким должен быть христианин в наших условиях. Своей духовной силой, кроме того, они освежили и укрепили церковный организм и показали ограниченность сил безбожия"».

Написал открытое письмо делегатам VI Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей в Ванкувере (1983). В письме писал об угнетённом состоянии Русской Православной Церкви в СССР. Письмо не было озвучено на заседании из-за протестов делегации СССР, но стало известно после придания огласке на пресс-конференции архиепископом Кентерберийским.

Позднее па месту прописки вернулся в Москву. Работал дворником ДЭЗ № 13 Киевского района. 23 апреля 1986 года за книгу «Свидетельство обвинения», ходившую в самиздате, арестован КГБ. 10 сентября 1986 года осуждён Московским городским судом по ст. 70 УК РСФСР («антисоветская агитация и пропаганда») к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки (максимально возможное наказание по этой статье). Срок отбывал в пермских лагерях. В 1987 году книга «Свидетельство обвинения» была опубликована на русском языке в США.

В 1987—1988 годы судьбу диакона Владимира Русака активно освящал православный эмигрантский журнал «Православная Русь», где было опубликовано за это время семь статей, подробно освещавших историю его работы над книгой, осуждения и отбывания срока в пермских лагерях, а также борьбы правозащитных организаций за его освобождение. В результате ходатайства Конгресса США и ряда международных организаций в СССР приговор был смягчён. Определением Верховного суда РСФСР от 6 сентября 1988 года срок сокращён до 2 лет 6 месяцев, ссылка из приговора исключена. Освобождён 22 октября 1988 года. Реабилитирован в 1993 году.

В апреле 1989 года выехал на постоянное место жительства в США. «В аэропорту Кеннеди нас встречал мой издатель О.М. Родзянко и глава Американского комитета Международного общества по правам человека г-н Падюков, они отвезли меня прямо в Синод, где владыка Иларион совершил благодарственный молебен по случаю моего освобождения и прибытия в Штаты». Поселился с женой в небольшом двухэтажном домике близ монастыря, который предоставил декан семинарии Евгений Иосифович Клар.

В 1989—1996 годах преподавал историю Русской Православной Церкви, а затем и каноническое право в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. На основе своих лекций написал книгу «История Российской Церкви. Со времени основания до наших дней», изданную в 1993 году.

В 1996 году вернулся в Москву. Работал в «Народном доме» Сергея Филатова. Преподавал в Российском государственном гуманитарном университете (1997), в Англо-американской школе при посольстве США в Москве (1997—1999).

В 1998 году передал в Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) многие документы и книги из своего собрания. Документы составили фонд 10061 ГАРФ, книги хранятся в Научной библиотеке ГАРФ.

В 2000—2008 снова жил в США. Редактировал приходские газеты «Православная газета» (Нью-Йорк, 2004) и «Православное слово» (Сан-Диего, 2005—2006). В 2008—2014 возвращался в Москву, а затем вновь жил в США, в Дес-Плейнс.

Скончался в Лазареву субботу 20 апреля 2019 года в США на 70-м году жизни.

Характеризуя нравственный облик и научно-публицистическое творчество покойного, Лев Регельсон пишет, что «протодиакон Владимир Русак - редкий в наше время православный христианин, у которого слово не расходится с делом. Преклоняясь перед твердостью и подвигом миллионов мучеников за веру во Христа нашего страшного времени, он и для себя избрал этот путь, ибо, говорит он в своей проповеди: "Христос ждет от нас чистого сердца. Но какое же оно может быть чистое, если в нем одновременно уживается и любовь ко Христу, и доброжелательность к Его противникам и гонителям? Чистый человек может быть только в одном лице, а не двуличным"».

От себя добавим, что в наше время всеобщей девальвации всех смыслов, искажения истории вплоть до посягательства на память новомучеников, на чьей крови ныне возрождается Русская Церковь, творческое наследие о. Владимира и нравственное влияние, оказанное им на современников – бесценное сокровище, тот необходимый ориентир, без которого новое свидетельство о вере и правде было бы несоизмеримо более трудным.

Редакция "Аминь. SU"

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Подписка на новости