ОРТОДОКСИЯ.РУ - Прот. Олег Митров: "Пятница - самый скорбный день христианского календаря"

Прот. Олег Митров: "Пятница - самый скорбный день христианского календаря"

Прот. Олег Митров: "Пятница - самый скорбный день христианского календаря"
26/04/2019/Ортодоксия.ру/

Интервью Благочинного церквей Наро-Фоминского округа Московской области.


- Пасха - древнейший и главный богослужебный праздник, глубоко почитаемый в христианском мире.Но прежде чем поговорить собственно об этом празднике,о.Олег, давайте расскажем о днях, которые ему предшествуют.

 О.М.: Прежде чем Господь воскрес, Он вошел в Иерусалим и провел там с учениками последние дни, был предан, взят под стражу и распят. Поэтому все события этой последней недели земной жизни Христа от входа в Иерусалим до Воскресения имеют свои воспоминания, свое богослужение. В Страстную седмицу все дни называются Великими. Например, в Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, на которой Господь накануне Своих страданий установил таинство святой Евхаристии, причастив апостолов под видом хлеба и вина Своей Плоти и Крови, приносимых в Жертву. С тех пор Литургия совершается апостолами и их преемниками и будет совершаться до скончания века. Кроме того, на Тайной вечере Иисус Христос, будучи Богом и Творцом Вселенной, явил ученикам пример величайшего смирения. Он умыл им ноги, желая показать, что и они должны стремиться не к преобладанию над другими, а по-братски служить друг другу, оказывая любовь и милосердие. Но если Четверг - это канун страстей Христовых, то Пятница - это сами Страсти. Это – самый скорбный день христианского календаря. Христос уже под стражей. Его допрашивают, Его избивают, Его ведут на Голгофу, Его распинают и Он погибает на кресте.

- Т.е. Страстная Седмица — это дни, когда мы вспоминаем о жертве Христовой, дни, которые показывают идеальный путь самопожертвования и любви к ближнему.

О.М.: Безусловно. Господь - это законодатель, который Сам же и исполняет свой закон. Если мы с вами в земной жизни часто видим обратное – люди, которые пишут законы, их не исполняют, то Христос действует иначе. Он дает людям новую заповедь – заповедь любви, любви беспредельной, безусловной, которая должна распространяться даже на врагов, любви, сопряженной с самопожертвованием, а затем показывает пример исполнения этой заповеди. Он приносит Себя в жертву за весь падший род человеческий, чтобы ценой этой жертвы все люди смогли войти в Царство небесное.

- А чувство покаяния, оно обретает место в душе человека, или оно также должно какое-то место найти и в его жизни? Вера - ведь это не теоретическое что-то, не умозрительное. Она должна менять жизнь человека к лучшему.

О.М.: Здесь должна присутствовать определенная гармония, потому что вера – это то, что внутри человека, невидимое нечто, но при этом имеющее непосредственное продолжение в нашем видимом мире. Было бы странно, если бы человек имел бы в своем сердце Веру и Любовь, но при этом проходил мимо ближнего, нуждающегося в помощи. Все должно быть взаимосвязано. Как говорит апостол Павел: «Вера без дел мертва».

- Великий пост, который предшествует празднику Пасхи - это не наказание. Это то, что называют «духовной весной». Почему?

О.М.: Человек так устроен, что ему для того, чтобы добиться чего-то хорошего в жизни, необходимо мобилизоваться, ему необходимы самодисциплина, труд, стремление. Как и в любом деле, просто так никакого результата не будет. Всегда за достижениями стоит упорная работа, регулярный труд. То же самое происходит и в духовной жизни. Если человек хочет чего-то достичь, ему нужно научиться самоограничению. Этому способствует пост, он призван приглушить наши страсти. Ограничив себя в еде, во внешних развлечениях, в пустом времяпрепровождении, мы пытаемся достичь какой-то внутренней тишины и уже в этом состоянии обратиться к Богу в домашней молитве, в церковном богослужении, приступить к чтению Священного Писания и святых отцов, больше времени уделить своим ближним.

- Вера православная учит великому смирению. Какое бы положение в обществе мы не занимали, какие бы высокие звания не носили, необходимо сохранять скромность, простоту, смирение, любовь ближнему, любовь к Богу. Ведь Бог и есть Любовь.

О.М.: Сложно оспорить это утверждение. Человек смиренный – это человек, который реально смотрит на этот мир. У него нет искаженного, преувеличенного мнения о себе, о своих якобы «достижениях». Что я имею - всё мне дано Богом: образование, способности, даже материальные блага. Конечно, человек часто думает, что он достиг всего этого сам, своим трудом, но это не так. Не было бы Божьего благословения, не было бы и этих достижений. Человек, который кичится, считает, что вот он такой выдающийся - человек слепой. Он не видит очевидного. Того, что могут наблюдать все остальные со стороны. А человек смиренный правильно выстраивает иерархию. Видит Бога, который все дает, и себя на своем месте. И конечно, человек смиренный в итоге приобретает гораздо больше, нежели тот, кто обуян гордыней.

- В это воскресенье – великий праздник. Пасха - это история человечества, история религии, это история обретения человечеством путей спасения.

О.М.: Я бы здесь немного разделил. Да так действительно бывает, что в некоторых государствах вера становится стержнем, на котором держится всё остальное, как, например, долгое время было в России. Но вообще вера, это то, что обращено к человеку, к личности. Потому что государство – вещь земная. Приходит время, когда любое государство разрушается, его сменяет следующее, а в конце времён земная история человечества вообще закончится. А личность, душа будут жить всегда, они обречены на вечность. Поэтому Бог Свое благовестие направляет к человеку. И человек, обретая Бога, уже с этим светом божественным будет действовать в своей родной стране, в своем городе, там, где он живет, делать какие-то добрые дела, созидать.

- Как этот праздник пройдёт в Наро-Фоминском округе?

О.М.: Очень традиционно. Главным событием, конечно, является пасхальное богослужение. Для кого-то, к сожалению, праздник начинается и заканчивается в Великую субботу, когда освящают куличи, но подлинная радость ждет всех верующих на пасхальной заутрене, когда впервые раздастся возглас: «Христос воскресе!», и громогласный ответ: «Воистину воскресе!» Вот с исповедования этой веры мы начинаем утреню, потом служим Божественную литургию, причащаемся Святых Христовых Тайн. А после богослужения продолжаем братское общение за трапезой. На светлой неделе на приходах будут продолжаться пасхальные службы, пройдут детские праздники, некоторые прихожане постараются поделиться пасхальной радостью с теми, кто не смог прийти в храм, пойдут в больницы, госпитали. Через неделю после Пасхи, в Фомино воскресенье, в Никольском соборе после службы пройдет ярмарка и пасхальный фестиваль хоров, звонарей.

- А не планируется ли Ваше участие в каких-то церковно-общественных событиях?

О.М.: В пасхальный период традиционно проходит богослужение на Бутовском полигоне. Его всегда возглавляет Патриарх в сослужении духовенства Москвы и Московской области. Таким образом мы молитвенно соединяемся с нашими новомучениками, с нашими последними святыми. Для нашей Родины, пережившей столь страшный, кровавый период, эта служба является не только церковным делом, но и важнейшим общественным явлением, напоминающим нашему народу, что эта трагедия никогда не должна повториться вновь.

- Согласно социологическим опросам около 80% населения называют себя православными. Как вы считаете, насколько эта цифра соответствует действительности. Ведь лишь малая часть этих людей ходит в храм, соблюдает пост и так далее.

О.М.: Если сформулировать точнее, то в эти 80%, входят те, кто, так или иначе, относят себя к православной культуре. Либо это православные, либо люди, которые как-то сочувствуют этому мировоззрению, либо считают, что их предки жили в этой культуре, и им было бы интересно знать о ней больше и как-то постепенно двигаться в эту сторону. В таком виде эту цифру можно принять. Регулярно в храм ходят несколько процентов населения, чуть больше пытаются соблюдать посты, пытаются молиться и изредка ходят в храм. Разница между несколькими процентами и подавляющим большинством показывает, что потенциал у русского народа огромный. Он всегда может начать свое возвращение в Церковь, и для этого сейчас есть все условия. Но это нельзя сделать извне, из-под палки, каким-то там указом всех заставить. Это личный выбор человека. Свободный человек откликается на свободный призыв Бога.

- Сказано, что Господь стучит к нам в дверь, чтобы войти - войти в нашу душу. Но и двери для этого должны быть открыты.

О.М.: Мы сталкиваемся здесь с феноменом человеческой свободы, которую Бог не попирает. Вот эта картина, когда Христос стоит и смиренно как странник стучит в дверь, показывает величайшую деликатность Бога. Бог не взламывается к нам душу и не распоряжается там. Он действует как любящий Отец – ждет, когда Его дети сами свободно откликнуться на этот зов. Человек может отозваться, но может и не услышать этого стука, прожить свою жизнь так, как будто Бога вовсе не существует. Но рано или поздно любой из нас встретится с реальностью смерти. И тогда-то отвержение Бога обнаружит свои катастрофические плоды. Получится, что человек всю свою жизнь посвятил тому, что временно, что проходит, что не имеет вечного продолжения. А это, конечно, катастрофа! И наоборот, человек, который отозвался на призыв Христа, искал Бога, стремился к Нему, каялся, пытался исполнить заповеди, он не потеряет своей земной жизни, она приложится к главному – к вечности со Христом в Его Царстве.

- Очень важно, что Церковь обращает внимание на молодежь. Например, на территории Наро-Фоминского городского округа, под Вереёй, работает детский православный патриотический лагерь. В прошлом году отметили его юбилей.

О.М.: Да, в этом году уже 11 лет как существует «Верейская застава». Этот лагерь создали два прихода – Никольского собора г. Наро-Фоминска и Серафимовского храма поселка Селятино, но туда приезжают отдыхать дети со всего Наро-Фоминского края, из соседних районов области и из Москвы. Двери открыты всем.

История лагеря началась с желания организовать летний отдых своих детей. Система детского отдыха, которая некогда существовала в СССР, развалилась, но дети никуда не делись. Вот мы и решили сделать так, чтобы наши дети проводили лето, не праздно шатаясь, а занимаясь тренировками, походами, приобретением знаний и впечатлений. Ничего нового мы не выдумывали, а просто повторили свой подростковый опыт, выбрали форму военно-патриотического лагеря, которая наиболее соответствует этому возрасту и позволяет развивать спортивные, туристические, военно-прикладные навыки. Единственное, чего не было в нашем детстве, и что мы непременно захотели привнести в наш лагерь, так это православного содержания. Это совершенно естественно, что человек обрел сам, что для него стало важно и ценно, то он хочет передать своим детям. Поэтому на «Верейской заставе» есть молитва, есть богослужение, есть ориентир на духовную жизнь.

- Как здесь, в Наро-Фоминском городском округе, складываются отношения с местной властью? Ведь это тоже важный аспект.

О.М.: На сегодняшний день и светская, и церковная власть реально независимы друг от друга. Нет никакого гонения, подчинения друг другу, приказов каких-то, мы выступаем как равноправные партнеры. Это хорошо. Ведь мы имеем дело с одними и теми же людьми, которые приходят и в администрацию, и к священнику, обращаются с какой-то просьбой, с какой-то своей болью. Поэтому сотрудничество возникает из жизни, из потребностей, которые она диктует.

Так, например, было с передачей Никольского собора г. Наро-Фоминска верующим. Большой город не имел своего храма, но благодаря тому, что администрация пошла нам навстречу, церковная община обрела свое историческое здание. Также был построен новые храмы в Апрелевке и в Селятино. Это очень значимые для людей проекты.

Можно привести немало примеров успешного сотрудничества по разным направлениям: в социальном служении, в школах, в медицинских учреждениях, в работе с молодежью, с военными и т.д.

Главу городского округа Романа Львовича Шамнэ я знаю давно. Очень приятно, что муниципалитет возглавляет человек из этих мест, которого здесь хорошо знают и уважают, деятельный и компетентный. Надеюсь в ближайшее время с ним встретиться и обсудить ряд насущных вопросов, в том числе, программу реставрации Никольского собора г. Наро-Фоминска, рассчитанную на 6 лет, необходимость строительства еще одного храма в микрорайоне Южный, где уже выделен земельный участок для прихода, названного в честь апостола Фомы, а также планы развития детского лагеря «Верейская застава», о котором я рассказывал выше.

- Отче, что скажете в завершение, обращаясь ко всем нашим читателям в преддверии великого праздника?

О.М.: Хочется всем вашим читателям пожелать пасхальной радости! И чтобы эта радость была не вовне, а в наших сердцах. Для этого нам всем нужно искать и находить Христа. Это может быть сложно. Это может занимать какое-то время, требовать труда и усилий. Но это труд радостный, благодатный, дарующий человеку подлинное внутреннее содержание. И вот этой большой внутренней пасхальной радости, которая может светить каждому, хочется сегодня пожелать всем нам!

Беседовал Владимир Шакулов

Фото: Олег Захаров

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Подписка на новости