ОРТОДОКСИЯ.РУ - В Ватикане почтят униатского святого Иосафата Кунцевича

В Ватикане почтят униатского святого Иосафата Кунцевича

В Ватикане почтят униатского святого Иосафата Кунцевича
Проповедь Иосафата Кунцевича в Белоруссии. Рисунок: И. Е. Репина (1893)

 

16/06/2017/Ортодоксия.ру/. 25 июня состоится общенациональное паломничество из Украины и диаспоры к базилике святого Петра в Ватикане по случаю 150-летия канонизации униатского святого Иосафата Кунцевича, известного в Католической Церкви как мученика за единство, сообщает "Религия в Украине" со ссылкой на сайт УГКЦ.

По этому случаю на главном престоле собора глава УГКЦ верховный архиепископ Святослав возглавит литургию. Эта привилегия была предоставлена ему лично Папой Франциском.
 

Молитвенные мероприятия начнутся 24 июня в прокафедральном соборе Святой Софии в Риме вечерней, которую возглавит архиепископ Святослав. После богослужения состоится вечер духовной музыки с участием хора семинаристов Ивано-Франковской духовной семинарии УГКЦ. 

В воскресенье в 12:00 на площади св. Петра в Ватикане состоится молитва «Анджелюс» с Папой Римским, а в 13:00 начнется литургия. Вместе с Предстоятелем УГКЦ будут сослужить епископы из Украины и других стран. 

Издание напоминает, что в РПЦ давно выступают против культа "католического палача" Иосафата Кунцевича, которому приписывают "кровожадность" и "некрофильство".

Архиепи́скоп Иосафа́т (при рождении Ива́н Гаври́лович Кунце́вич) родился в 1580 году в семье православных, в крещении был назван Иоанном. В 1609 году был посвящён в священники католическим епископом.

В 1614 году Иосафат стал архимандритом виленского монастыря Святой Троицы. В том же году митрополит Иосиф Руцкий взял Кунцевича с собой в Киев для помощи в обращении православных киевлян в унию. В Печерском монастыре, видя отказ монахов переходить в униатство, стал настаивать на преимуществах унии и произносил речи, возмутившие иноков, которые стащили его с амвона и сильно избили, однако после богословского диспута враждебность улеглась.

В 1617 году назначен коадъютором Полоцкого архиепископа (в Витебске), а с конца 1618 года — самостоятельным Полоцким архиепископом.

Первыми шагами Кунцевича в новой должности стало восстановление храмов (в том числе Полоцкого Софийского собора), учреждение церковно-приходских школ, «чистка» клира. Одновременно он выступал как решительный сторонник единства Западной и Восточной церквей. Вместе с тем активность Кунцевича вызвала неоднозначную реакцию. В октябре 1618 года при попытке посещения Могилёва власти города закрыли перед ним ворота и пригрозили расправой. Кунцевич пожаловался польскому королю Сигизмунду III, который жестоко расправился с непокорным городом: руководителей восстания казнили, на жителей наложили большой штраф и отобрали все православные церкви. Данное событие вошло в историю как Могилёвское восстание.

Кунцевич выхлопотал у короля грамоту на подчинение всех православных монастырей и церквей, находившихся в пределах полоцкой епархии, после чего разослал по епархии грамоты, возвещавшие о «соединении церквей», и требовал от священников, чтобы они со своими прихожанами присоединились к унии, угрожая в противном случае лишить священников приходов и передать их, вместе с церквами, униатам.

На Кунцевича поступали многочисленные жалобы со стороны православных, в которых он обвинялся в различного рода зверствах. Под влиянием этих жалоб польский канцлер Лев Сапега, сам сторонник унии, находившийся в переписке с Кунцевичем, обратился к нему с обличением. В одном из писем, он писал Кунцевичу о том, что его насильственная деятельность по закрытию православных храмов ведет к погибели человеческих душ, поскольку Кунцевич оставляет христиан без обрядов и таинств; кроме того, Сапега писал, что деятельность Иосафата угрожает государственной безопасности Польского государства.

Осенью 1623 г. Кунцевич отправился в Витебск с пастырским визитом. Православные жители Витебска, поддержанные жителями других белорусских городов и некоторых сёл, а также казаками и Виленским братством, напали 12 ноября 1623 года на архиерейский дом и убили Кунцевича. Предлогом для убийства 12 ноября 1623 года стало то, что православный священник Илья Давыдович был заперт слугами Кунцевича на кухне. Сам Кунцевич об этом узнал лишь вернувшись домой с богослужения. Несмотря на то, что Кунцевич приказал освободить Илью, горожане ударили в набат, толпа ворвалась в покои Кунцевича, растерзала его и избила слугу епископа. Окровавленное тело Кунцевича поволокли через весь город и сбросили в Двину.

В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В энциклике Ecclesiam Dei Папа римский Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения». В 1917 году мощи Иосафата Кунцевича были перевезены в Вену, а с 1946 года они находятся в базилике св. Петра в Риме.

В российской историографии отношение к Кунцевичу устойчиво-негативно. Так, С. М. Соловьёв, создатель капитального труда «История России с древнейших времен» считал, что Кунцевич — это человек страстный, фанатик, который поддерживал себя и унию средствами отчаянными; историк граф Толстой писал о том, что Иосафат среди всех униатов отличался бесчеловечною жестокостью; Карташев писал о том, что Кунцевич была натура фанатическая, который занимался насилием и погромами. Тем не менее, ряд историков рассматривает приписываемые Кунцевичу зверства как преувеличение, граничащее с клеветой.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Подписка на новости