ОРТОДОКСИЯ.РУ - Владимир Мосс. Диалог православного христианина с манихеем о браке

Владимир Мосс. Диалог православного христианина с манихеем о браке

Владимир Мосс. Диалог православного христианина с манихеем о браке

[1]Свт. Иоанн Златоуст, Беседа 12 на I Послание к Тимофею.

[2] ВМосс, The Saints of Anglo-Saxon England, volume III, Seattle: St. Nectarios Press, 1997, p. 7.

[3] Bethu Brigte, edited by Donncha O hAodha, Dublin Institute for Advanced Studies, 1978, 45, p. 32.

[4] St. Adamnan, Life of St. Columba, II, 42.

[5] St. John Chrysostom, Homily 30 on Hebrews, P.G. 63:281 (col. 210).

[6] Blessed Theophylact, P.G. 125:756B (col. 389).

[7] Олег ВМ, «О любви. Как говорил министр-администратор»,http://webforum.land.ru/mes.phpId=2297293&fs=0&ord=1&1st=&board=12871&arhv=

[8] Oлег ВМ, “Уточнение”, http://webforum.land.ru/mes.phpId=2315738&fs=0&ord=1&1&board=12871&1st=&arhv=

[9] Oлег ВМ, “Протокол разногласий”, http://webforum.land.ru/mes.phpId=2308343&fs=0&ord=1&1&board=12871&1st=&arhv=

[10] Свт. Фотий, Беседы о Рождестве Богородице, 9

[11] Преп. Дамаскин, Изложение Православной Веры, II, 13.

[12] ЕпископФеофанЗатворник, The Spiritual Life, pp. 61-62. Обратный перевод с английского.

[13] Священномученик Иоанн, в Игумен Дамаскин (Орловский), Мученики, исповедники и подвижники благочествия Русской Правослвной Церкви ХХ столетия, Тверь: «Булат», 2000 г., т. 4, С. 247.

[14] Свт. Гауденций, Слово 8, P.L. 20. ЦитПо: M.F. Toal, Patristic Homilies on the Gospels, Cork: The Mercier Press, 1955, т. I, С. 313.

[15] Свт. Иоанн Златоуст, Беседа 20 к Послании к Ефесян.

[16] Свт. Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие Иоанна, кн. 11, гл. 11; цит. По: Архимандрит Иларион (Троицкий), Христианства нет без Церкви, Москва, 1991 г., С. 16.

[17] Церковь признает и другие причины развода, поскольку они производят de facto то же действие на брак, что и прелюбодеяние. Так Собор Русской Церкви (1917-18 годов) допустил развод по 10 причинам, таким, как апостазия, сифилис, сумасшествие и импотенция. Economy», Living Orthodoxy, 121, January-February, 2000, С. 28).

[18] СвященномученикГригорий (Лебедев)БлaгoвecтиСвятогЕвaнгeлиcтМарка, Moсква, 1991г., С. 106.

[19] Преп. Иоанн Лествичник, Лествица: Предисловие к 15-му слову. По словам Бл. Августина (Город Божий, XIV, 26), Адам и Ева могли знать некоторую форму сексуального единства, без падшей похоти, в Раю. Однако, эта точка зрения не найдена у кого либо еще из Св. Отцов.

[20] Так св. Григорий пишет, что если бы мы не согрешили, то мы не имели бы нужды в браке для размножения; поскольку «какой бы ни был способ увеличения числа в ангельской природе… , это сработало бы и в случае человека, который был «создан немного ниже чем ангелы», для того чтобы увеличить количество людей до количества определенного его Создателем» (О Создании Человека, XVII, 2).

[21] Свт. Златоуст, Беседа 15 на Книгу Бытия , 11.

[22] "Address of the Right Reverend Tikhon", OrthodoxLife, т. 37, №.4, июль-август, 1987г., СС. 3-4 (обратный перевод с английского).

[23] Профессор Панайотис Трембелас говорит об этом так: муж и жена помогают друг другу, «проявляя взаимное терпение, укрепляя один другого, гармонизируя различные черты своих характеров с тем, чтобы любить и служить друг другу, чтобы разделять общие радости и печали, поддерживать друг друга в своей немощи, подавать руку помощи, когда это необходимо, всецело отдавая себя друг другу, неся вместе жизненный крест и ответственность за семью.» (Dogmatique de l'Eglise Orthodoxe Catholique, Chevetogne, vol. IIIp. 351). Ср. слова Леди Намиер: «На Востоке брак и вся семейная жизнь выглядят как нечто подобное монашеству. И там, и там, стираются острые углы человеческого характера, подобно тому, как морские волны делают гладкими прибрежные камешки, ударяя их друг об друга» (The Listener, 12 декабря, 1957г.).

[24] Свт. Кирилл, Против Юлиана, 3, P.G. 76, 637.

[25] Свт. Григорий Палама, К Ксении, P.G. 150.1043-1088.

[26] В любом случае, даже в ее падшем состоянии любовь между мужщиной и женщиной являеться настолько же, если не намного больше, психологической чем физической. См. Митрополит Антоний (Храповицкий), ConfessionJordanville, 1996г., СС. 65-66. Антон Тер-Григорян справедливо отмечает: «дело не в разделении любви на физическую (падшую) и нефизическую (не падшую). Это разделение не верно, так как все уровни и проявления любви являются «сквозными».

[27] Сергей Верховский пишет: «Сон который Бог навел на Адама на хибру называеться tandermah. Это слово означает глубокий сон, в чатсности сон в вотором видят сны (см. Бытие, 15.12). В греческом языке этот сон называеться extasis и в русском языке иступление. Таким образом состояние Адама в этом сне может быть понимаемо не как состояние полной безчувственности, но скорее как состояние внутренного сверхчувственного напряжения, в которое он был введен чтобы, так сказать, встретит свою будущую жену. Не обясняет ли это как он смог узнать ее когда увидел ее впервые?» (“The Creation of Man – the Foundation of the Family in the Light of the Book of Genesis”, St. Vladimir’s Seminary Quarterly, 1964г., т.8, №1, С.8).

[28] ВелимировичПрологизОрхида (The Prologue from Ochrid)BirminghamLazarica Press, 1986г., тIVС. 241, 25 ноября.

[29] Свт. Златоуст, Беседа 20 на Послание к Ефесянам.

[30] Св. Златоуст, Третья Беседа о Браке; английский перевод С. П. Рот, (C.P.Roth), и Д. Андерсон (DAnderson), StJohn ChrysostomOn Marriage and Family Life, Crestwood, N.Y.: St. Vladimir's Seminary Press, 1986г., С. 95.

[31] Свт. Златоуст, Беседа 20 на Послание к Ефесянам.

[32] Свт. Златоуст, Беседа 12 на Послание к Колоссянам, английский перевод Рот и Андерсон, там же, СС. 75- 76.

[33] «Таким образом, - пишет Владимир Лосский, - таинство единства и множества в человеке отражает таинство единства и множества в Боге: точно также, как личностный принцип в Боге требует, чтобы одна природа проявлялась в различии лиц, так и в человеке, который был сотворен по образу Божию. Человеческая природа не может принадлежать монаде. Она требует не одиночества, но общения, всецелого различия в любви. Тогда божественная заповедь «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» устанавливает определенную связь между сексуальностью и владением творения первой четой и таинственным превосхождением в Боге двоицы в Троице. Но этот райский «эрос» на столько же отличен от нашей падшей и похотливой сексуальности, на сколько царственное священство человека над творением должно было отличаться от нашего пожирания друг друга. Ибо Бог говорит определенно: «а всем зверям земным Я дал всю зелень травную в пищу». Не будем забывать, что рассказ о творении выражен в категориях падшего мира. Но ведь Падение изменило само значение слов. Сексуальность, это «умножение», которое Бог благословляет и заповедует, появляется в нашем мире, как неразрывно связанная с разделением и смертью. Это потому, что состояние человека претерпело, по крайней мере в его биологической реальности, катастрофическое изменение. Но человеческая любовь не была бы исполнена такой ностальгии по раю, если бы в ней не содержалась, какой-то внутренней уязвленностью, память о первоначальном состоянии, когда другой человек и весь мир познавались как бы изнутри, когда не было смерти...» (Лосский, «СreationCosmic Order», Orthodox TheologyCrestwoodN.Y.StVladimirs Seminary Press, 1978г., C. 67).

[34] Свт. Григорий Нисский, цитировано у Архимндрита Киприана (Керна), Антропология Св. Григория Паламы, Париж, 1950г., С.157.

[35] Преп. Анастасий, Об Образе и Подобии, P.G. 89, 1145BC. ЦитуоИоаннаМейендорфа (John Meyendorff), Catholicity and the ChurchCrestwoodN.Y.: StVladimir's Seminary Press, 1983г., СС. 24-25.

[36] Свт. Иоанн Златоуст, Толкование на Псалом 50, M.P.G. 55:583.

[37] Преп. Максим, Первая Сотня о Любви, 35.

[38] Свт. Златоуст, Беседы на Послание к Титу, V, 2.

[39] Преп. Maксим Исповедник, О Молитве Господней, Добролюбие.

[40] Свт. Григорий Нисский, О Сотворении Человека, XVIII, 5. См. тоже свт. Григорий Богослов, цит. по: Преп. Максим Исповедник, AmbiguaP.G. 91, 1665D.

[41] Преп. Исайя, На Страже Интелекта: Двадцать-Семь Текстов, 1.

[42] Преп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово 5:26.

[43] Преп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово 15:59; cм. Слово 30:11,13.

[44] Свт. Григорий Палама, Триады, Iii, 1.

[45] Свт. Григорий Палама, Триады, IIii, 5.

[46] Свт. Григорий Палама, Триады, IIIiii, 15.

[47] Свт. Григорий Паламаса, К Ксении.

[48] Gilbert Noble, The Saints of CornwallOxford: Holywell PressтV, 1970г.СС. 65-66.

[49] Блаж. Феофилакт, Tолкование на Евангелие Святого Евангелиста Лука, 14.26.

[50] Архиепископ Феофан. Письма, Джорданвилл, 1976 г., С. 37.

[51] Свт. Иоанн Златоуст, Беседа 7 на Послание к Евреям, 4.

[52] Свт. Златоуст, Беседа 20 на Послание к Ефесянам.

[53] Свт. Златоуст, Беседа 13 на Послание к Римлянам, 1.

[54] Фурманов, Русский Пастырь, № 36, 2000, 1, С. 34.

[55] Хомяков, цит. в Orthodox Life (Jordanville), ноябрь-декабрь, 1983г., С. 22.

 56 Архиепископ Феофан. Письма, там же, СС. 35-37.

[57] Свт. Григорий Богослов, Похвала девства, 11.263-75.

[58] Свт. Игнатий, К Поликарпу, 5.

[59] Ориген, Толкование на Иеремию, 14.4, P.G16:508-509; цит. По С.В. Троицкий, Христианская Философия Брака, Париж: ИМКА Пресс, с. 94.

[60] Свт. Григорий Богослов, Слово на Святое Крещение, 18.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Подписка на новости