ОРТОДОКСИЯ.РУ - "Стоять на страже бюджетного рубля"

"Стоять на страже бюджетного рубля"

"Стоять на страже бюджетного рубля"
27/03/2019/Ортодоксия.ру/

Президент России Владимир Путин подчеркивает необходимость решительной борьбы с коррупцией и нацеливает на это все правоохранительные и контролирующие органы.  От контрольных органов требуется обеспечить качественный и своевременный анализ результативности расходования бюджетных средств. При этом важнейшими приоритетами работы остаются устранение системных причин коррупции и повышение прозрачности бюджетно-финансовой системы. О том, как эта работа проводится Контрольно-счетной палатой Наро-Фоминского городского округа – в интервью ее председателя Елены Синенко.

- Елена Митрофановна, отчет о работе Контрольно-счетной палаты Наро-Фоминского городского округа в 2018 году уже был обнародован в местном Совете депутатов. Поделитесь, пожалуйста, основными ее итогами?

Е.С.: Основная деятельность контрольно-счетных органов осуществляется посредством проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В 2018 году Контрольно-счетной палатой проведено 31 мероприятие на 23 объектах. Проверен объем бюджетных средств в сумме более 1 млрд. 440 млн. рублей - более чем в 3 раза превышает объем проверенных в 2017 году средств.

В деятельности 22-х проверенных муниципальных организаций выявлены 72 нарушения на общую сумму более 38 млн. рублей.

Недопоступило в бюджет округа более 9 млн. рублей вследствие неприменения к недобросовестным контрагентам мер материальной ответственности. Избыточные бюджетные расходы составили 19 млн. рублей.

По всем фактам нарушений КСП приняты меры реагирования: руководителям проверенных организаций направлены предписание и 12 представлений, 16 информационных писем, составлены 6 административных протоколов.

В результате в бюджет возмещено более 11 млн. рублей. Привлечены к дисциплинарной ответственности и лишены премии 35 руководителей и работников, 6 человек привлечены к материальной ответственности в связи с причинением материального ущерба, три должностных лица и муниципальное казенное учреждение оштрафованы судом за административные правонарушения. Общая сумма штрафов составила более 85 тыс. рублей.

- Т.е. можно сказать, что главная задача КСП - стоять на страже бюджетного рубля? Какова сегодня территория ответственности КСП?

Е.С.: Главная задача КСП – осуществлять контроль за законностью использования бюджетных средств и муниципального имущества, не допускать нецелевых расходов бюджета и утраты имущества, в случае нарушений – принимать предусмотренные законом меры.

КСП осуществляет полномочия, установленные федеральными законами и Положением о КСП. В настоящее время таких полномочий 17.

Вкратце – это контроль за исполнением бюджета; за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета; за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом; за соблюдением бюджетного законодательства; за достоверностью и полнотой бюджетной отчетности; аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг и другие.

КСП вправе проверять органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, иных юридических лиц и физических лиц, которые получили бюджетные средства или муниципальное имущество.

- Судя по тому, что сегодня во всех ключевых отраслях городского округа задействованы бюджетные средства, работы, видимо, много. Можете назвать наиболее частые нарушения и резонансные проверки?

Е.С.: Наиболее частые нарушения, выявленные в 2018 году, связаны с завышением объемов и стоимости выполненных ремонтных работ, с завышением расчетов по оплате труда работников муниципальных учреждений.

Причем распространены как переплаты по зарплате, так и недоплаты в учреждениях сферы спортивной подготовки, культуры, образования.

Самым громким результатом закончилась проверка в одной из школ спортивной подготовки. Выявлена переплата зарплаты группе работников в течение 1,5 лет на сумму более 1,7 млн. рублей. Материальный ущерб виновными лицами погашен в полном объеме, руководитель уволен, материалы переданы в правоохранительные органы.

- Т.е. для КСП нет важных или второстепенных проверок... Как происходит планирование деятельности Контрольно-счетной палаты?

Е.С.: КСП самостоятельно планирует свою деятельность согласно федеральному закону. Ежегодно формируется план контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, который размещен в открытом доступе на официальном сайте органов местного самоуправления Наро-Фоминского городского округа на странице КСП.

В течение года в план могут включаться дополнительные мероприятия: по запросам и предложениям Главы округа, по решениям Совета депутатов, по поручениям прокуратуры – в обязательном порядке.

В иных случаях решения принимаются с учетом нагрузки работников КСП и обязательно доводятся до заинтересованных лиц. В 2018 году КСП провела проверки по трем обращениям граждан.

Ежегодно отчет о выполнении плана КСП рассматривается Советом депутатов.

- С чем все-таки связано большинство нарушений законодательства о бюджете — с финансовой и юридической неграмотностью или корыстной заинтересованностью отдельных лиц?

Е.С.: Установление корыстной или иной личной заинтересованности должностных лиц при использовании бюджетных средств или муниципального имущества как мотив правонарушения не относятся к компетенции КСП.

Согласно федеральному закону обязанность КСП – направить материалы проверки в правоохранительные органы в случае установления признаков коррупционного правонарушения или уголовного деяния.

По нашему мнению, большинство нарушений в сфере бюджетного законодательства вызвано профессиональной некомпетентностью работников в вопросах права и финансов, недобросовестным отношением к должностным обязанностям.

- Какие выводы позволяет сделать Ваш опыт работы о том, насколько успешно развивается система контроля расходования бюджетных средств на муниципальном уровне. Есть ли здесь положительная динамика и какой цели хотелось бы достичь?

- Е.С.: Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» был принят в конце 2011 года. И уже в апреле 2012 года Советом депутатов муниципального района принято решение о создании единой КСП для органов местного самоуправления района и поселений. В августе началась основная деятельность КСП, которая продолжается и в настоящее время.

В начале нашей профессиональной деятельности отсутствовала на областном уровне нормативная и правовая база, достаточная и понятная для применения. Поэтому опыт нарабатывали самостоятельно.

Теперь работа идет по единым стандартам, при методическом сопровождении КСП Московской области, в едином правовом поле.

Система муниципального внешнего финансового контроля в Московской области успешно развивается. Московская область является лидером среди субъектов по созданию муниципальных ксо и качеству проводимых мероприятий.

- Какие задачи стоят перед КСП НФГО в нынешнем году?

Е.С.: В текущем году задачи КСП не изменились: добиваться от получателей бюджетных средств и муниципальных учреждений экономного (результативного) использования средств бюджета и муниципального имущества.

- Кроме разных проверок к полномочиям КСП относится анализ бюджета. Какой совет вы могли бы дать тем, кто его формирует и исполняет?

- КСП ежеквартально анализирует процесс и результаты исполнения бюджета, выявляет негативные тенденции и факторы, влияющие на невыполнение плановых бюджетных назначений, доводит результаты до Главы и Совета депутатов городского округа.

Кроме того, по всем поправкам в бюджет КСП проводит финансово-экономическую экспертизу.

КСП анализирует муниципальные правовые акты по вопросам бюджетных правоотношений. В 2018 году нами направлены 13 предложений о принятии новых и внесении изменений в действующие правовые акты, регулирующие вопросы учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, установления заработной платы, расчета субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями и иные. В 2018 году объектами контроля приняты и обновлены 9 правовых актов.

Рекомендации КСП: при формировании бюджета – серьезно отрабатывать финансово-экономические обоснования-расчеты будущих плановых назначений; при исполнении бюджета в сложной экономической ситуации необходимо определить приоритеты расходов и работать в этом направлении.

Беседовал Владимир Шакулов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Подписка на новости