Архимандрит Феогност Пушков. Почему нас кидали львам?

Архимандрит Феогност Пушков. Почему нас кидали львам?

Архимандрит Феогност Пушков. Почему нас кидали львам?
23/11/2017/Ортодоксия.ру/.

 Феномен гонений на Христианство в Римской Империи понят и оценен неправильно.

Обычно выводят следующие версии причин гонений:

а) Рим, де, не отказывал в праве существовать древним культам, а новые культы преследовал. Поэтому евреям спокойно разрешили исповедовать свою древнюю веру, а христиан стали преследовать. Это не верно. Рим спокойно принимал – на синкретической основе – любые новые языческие культы и с радостью расширял свой пантеон.

б) Принимая возражение против первой версии, говорят, что Рим преследовал христианство за то только, что оно не соглашалось на синкретическое слияние с пантеоном Рима. Но иудеи тоже не соглашались на это слияние, и они спокойно существовали, хотя и были презираемы, а нередко и подвергаемы гонениям. Но в принципе иудейская религия обладала статусом religia licta и многочисленные локальные гонения на евреев в Римской Империи не касались самого статуса их религии.

Так в чем же состоит коренная причина гонений на Христианство?

Если сказать кратко, то он состоит в основе, в сущности Христианства, которая разделяется на следующие конкретные тезисы:

1. Христианство претендует на универсализм, отрицая за всеми другими религиями право на существование и объявляя их в лучшем случае суетными попытками человеческого рассудка постигнуть Истину и получить спасение. В худшем – прямо обольщением сатанинским. В отличие от христиан, иудеи в диаспоре вели себя «умнее»: они не говорили в глаза иноверцам, что те – дети погибели, если не примут иудаизма. Они добились больших успехов: многие язычники сами обращались к Свету Израиля, порывая с многобожием, но при этом сами иудеи не ставили прозелитизм своей целью. Христиане прямо объявляли о необходимости всем людям порвать с прошлым и принять Христа.

2. Распространенная со II до н.э. по IV н.э. греческая концепция «пяти царств» одновременно использовалась и Христианством, и Римом. Так некто Эмилий Сура в книге «О возрастах римского народа» (написанной как раз ок. 146-148 гг. до н.э.) пишет: «Ассирийцы первыми из всех народов обладали властью над миром. Затем – мидийцы. За ними – персы, а потом – македонцы. …После победы над Карфагеном власть перешла к народу Рима» (Гай Веллей Патеркул. Римская История, II: 131). «Рим позаимствовал у греков идею, что мировая история состоит из пяти великих царств, причем, 5-е царство должно стать последним во всей мировой истории царством… Удивительно, что II в. до н.э. [разные авторы – sThg] называли пятым царством – кто Царство Рима, а кто – Царство Божье» (Борг; Кроссан 2009, 74). Соответственно, «колосс» (Дан 2:31-45) относится к этой же серии. Только христиане под 5-м царством, которому «не будет конца» видели царство Христа, а Рим видел свое царство. Тут прямая конкуренция.

3. Царем своего Вечного Царства христиане называли Иисуса – иудея, распятого римской властью «по политической статье». Но осужденный Римом человек не имел права в пределах римской Империи основать легитимную фракцию, секту, философскую школу или религию.

4. Рим мог предоставить автономию религиозному культу (т.е. отказаться от своих попыток слить этот культ с религией Рима, как это было в случае с иудеями), но только по этно-территориальному принципу: Этнос, народ представлен всегда не только религией, но и своей землей. Когда Рим присоединял к империи новые земли, он оставлял этническую основу нетронутой. Но христиане не основывались по этно-территориальному принципу: они не могли указать ни своей народности, ни своего языка, ни своей земли. Опять же, это – неотъемлемая черта Христианства, но и это же, с точки зрения Рима, признак политической неблагонадежности этой фракции: те, кто не имеют своей земли, по логике Рима, будут искать возможностей покорить чужую землю.

5. Наконец, самое последнее и самое главное. Христиане принципиально отказывались от участия в культе императора и в этом они ссылались на иудеев. Все бы ничего, но римляне знали одну «пугающую» подробность: Иудеи отказываются называть императора такими титулами, как κύριος / dominus [Господь], θεός / deus [Бог], σωτήρ [Спаситель], εὐεργέτης [Благодетель], λυτρωτής [Избавитель], σεβαστός / augustus [Священный]. Но иудеи так не называли вообще никого, кроме Единого Невидимого Бога. Христиане же так именовали как раз «того самого» Иисуса из Назарета, которого Рим казнил как политического преступника. Т.е. человек Нерон или Домициан – не Бог, а вот Иисус из Назарета – Бог. Эту христианскую логику империя понять не могла.

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Подписка на новости