Прот. Всеволод Чаплин. "Попытка переворота возможна даже в августе"

Прот. Всеволод Чаплин. "Попытка переворота возможна даже в августе"
17/08/2017/Ортодоксия.ру/. 

Экс-председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества рассказал «Обзору» о заговоре элит против Путина, назвал кандидатов в правительство от консерваторов и предупредил о том, что произойдет если «Матильда» выйдет в прокат.

Отец Всеволод Чаплин – фигура для современной Русской Церкви знаковая. Еще два года назад он возглавлял один из ключевых синодальных отделов, будучи рупором консервативной части православных. Практически любое высказывание священника (например, о «священной» операции в Сирии) тут же расходилось в новостных лентах.

Сегодня у протоиерея Чаплина другая роль – он позволяет себе открыто критиковать церковное руководство и правительство страны. При этом, в отличие от другого церковного оппозиционера диакона Андрея Кураева, делает это с крайне консервативных позиций.

В интервью порталу «Обзор» отец Всеволод подробно рассказал о том, что может ждать Россию. Причем в ближайшие дни:

— В свежем комментарии на Facebook вы написали: единственный шанс президента Путина удержаться у власти – прогнать представителей прозападных элит и опереться на консервативные силы народа. Что мешало главе государства сделать это на протяжении 17 лет?

— Мешала слишком плотная окруженность президента прозападными экспертами и деятелями экономического блока правительства, выдающими за объективную реальность один из мировых проектов, а конкретно западный проект в его экономической части. Речь идет о банковском проценте, чрезмерном почтении к ФРС и доллару — все это не аксиомы и не константы экономической политики, от этого можно избавиться. Наша страна 70 лет создавала вполне работоспособную альтернативу так называемой мировой экономике. Мы не только можем, а должны пойти альтернативным путем. Все разговоры об его отсутствии – откровенные манипуляции. С 1990-х годов именно эти манипуляции стали константой российской экономической и, во многом, внутренней политики. От этого морока, от этих ложных идей, нужно отказываться.

— Я правильно понимаю, Владимир Владимирович и его окружение пребывают в мороке 90-х?

— Часть экспертного окружения президента и весь экономический блок правительства, может быть за исключением господина Рогозина, — да. России нужно создать глобальную альтернативу мировой экономике в том виде, в каком ее проталкивает Запад. Для этого необходимо радикально, полностью во всех сферах, менять элиты. Сегодняшний курс на стабилизацию ошибок, присутствующих в ряде ключевых решений, неизбежно приведет к застою, который кончится революцией.

— Но как элиты могут переформатироваться, если и многие депутаты Госдумы, и высшие управленцы живут на две страны – недвижимость, капиталы и дети на Западе, а законы они принимают и реализуют у нас?

— Связь этого с политикой элит самая прямая. Знаю об этом на конкретных примерах очень многих людей, которых наблюдал и до сих пор наблюдаю вблизи. Основные активы и семьи у них на Западе. Но в Евангелии сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Последние санкции предполагают очень жесткий контроль над имуществом наших околовластных фигур и западным бизнесом, которым владеют люди, связанные с Россией (причем среди них далеко не все граждане нашей страны).

Эту публику достаточно цепко взяли за хвост, ее лояльность президенту Путину сейчас под огромнейшим сомнением. Более того, их подталкивают к предательству, может быть даже к заговору. Поэтому сегодня нужно полностью исключить присутствие людей, имеющих имущество на Западе, как в государственном аппарате, так и среди лидеров общественных объединений, включая религиозные. Попросту говоря гнать, гнать и еще раз гнать. Иметь на руководящих должностях лиц с двойной лояльностью – самоубийство для страны.

— Переворот, о котором вы сказали, может произойти до мартовских выборов?

— Такая попытка возможна даже в августе. Сигнал с Запада этим элитам прислан очень жесткий, у некоторых уже заморожены счета. Американский закон о санкциях включил представителям наших элит счетчик в несколько месяцев и им придется очень быстро выбирать – или потеря всего в России, или потеря всего на Западе. Американский закон, собственно, оставил им несколько месяцев. Думаю, что многие представители элит определяются как раз в эти дни.

— Консервативные силы, на которые вы предлагаете опереться Путину, сегодня крайне разобщены. Это и коммунисты, и байкеры Хирурга, и противники ИНН, и националисты всех мастей, монархисты. Как можно опереться на тех, кто сам не монолитен?

— Разобщение искусственное, людей специально стравливали друг с другом, ловко используя  амбиции отдельных лидеров. Конечно, есть серьезные противоречия между правыми и левыми, но в этой среде достаточно экспертов и политиков, которых ответственная власть могла бы поставить на ключевые позиции.

Например, министром культуры вполне можно сделать господина Бурляева, министром связи и информации — господина Проханова,  экономический блок отдать команде Глазьева, поставив над ними в качестве куратора Рогозина, внутреннюю политику, включая репрессивный фактор, можно доверить православным патриотам, например, господам Малофееву или Аксючицу, Виталию Аверьянову из Изборского клуба. Есть, кому возглавить блок национальной политики – это господин Хомяков или даже ваш покорный слуга, или господин Коровин. В стране немало тех, кто способен отойти от холодных и безжизненных рецептов, которые на самом Западе не сработали, а нам сегодня предлагаются в качестве единственно верного пути в будущее.

При этом важно не исключать из общественного процесса либералов и западников, нужно лишь пресечь их монополию на науку, культуру, экспертное мнение, часть информационной сферы.

— Вероятно, в рамках стравливания консервативного блока, о котором вы говорили, часто упоминались и вы, отец Всеволод. От карикатур до чуть ли не демонического «серого кардинала», рупором реакционеров…

— Не боюсь критики, не боюсь оскорблений и насмешек. Довольно спокойно продолжаю гнуть свою линию — на должностях и без должностей, с провластной позиции и с позиции оппозиционера. Так или иначе, я уверен, за выраженными, в том числе мной, идеями – будущее. Идейная власть валяется под ногами, это совершенно очевидно. Настало время ее брать.

— Вы долгие годы являлись одним из спикеров Русской Православной Церкви, тесно общались с ее иерархами. На ваш взгляд, где грань, когда действия Церкви можно определить как промысел Божий, а где как человеческое действо?

— Эту грань сложно определить в миллиметрах и долях процента. Ты понимаешь, что Господь призывает тебя и твоих соратников к чему-то и действуешь. Считаю, что сегодня воля Божия в том, чтобы христиане вели за собой Россию.

— Я о другом. К примеру, слушая патриарха Кирилла как верующему человеку понять – говорит он как предстоятель Церкви, как ее голос, или как обычный иерарх, человек со своими слабостями и заблуждениями?

— Как голос Церкви он говорит тогда, когда представители разных церковных институтов выработали общую позицию, подали ему, а он ее провозглашает. Для этого нужен нормальный механизм обсуждения и учета разных мнений. К термину «соборность» я отношусь с некоторым скепсисом, философ Хомяков дал ему толкование, которого в предании Церкви нет, но так или иначе мнение должно быть общим. Сегодня же из выработки решений  в Русской Церкви практически полностью исключены, например, последовательные противники экуменизма, хотя они в Церкви составляют большинство.

Когда патриарх говорит проповедь, он говорит все-таки от себя, и с ним во многом можно поспорить. Попытки сделать его неприкасаемой для споров фигурой совершенно чужды Православию. Церковь — не только патриарх, не только духовенство и не только монашествующие. Это десятки миллионов мирян, которые хотят высказываться по разным поводам и чем дальше – тем больше.

К сожалению, патриарха Кирилла запугали и демобилизовали постоянные окрики в прессе, постоянные намеки власть имущих, что ему лучше никуда не вмешиваться, а Церкви в целом в обществе стало слишком много… Такого рода попыткам нужно уметь противостоять. Или уж не замыкать решения на себе и отказаться от попытки нести личную ответственность за все. Такой ответственности в Церкви нет и быть не может, не путайте христианство с папизмом.

— Об одной такой попытке «нести личную ответственность за все» давайте и поговорим. Заодно попытаемся поспорить  с патриархом Кириллом, недавно комплементарно отозвавшимся о своем предшественнике Сергии (Страгородском). Для незнакомых с историей Русской Церкви в XX веке поясню, что владыка Сергий призвал верующих считать СССР своей гражданской родиной, «радости которой — наши радости и беды которой — наши беды». При этом лояльная ему церковная иерархия в 30-40-е годы отрицала подвиг тысяч новомучеников и исповедников, уверяя тот же Запад, что в Советском Союзе репрессий против верующих нет.

—  Для Церкви не являлось  грехом взаимодействие с советской властью. Церковь взаимодействовала  и с Римской империей периода гонений, и с иноверными властями во время мусульманского владычества в Восточной Европе. Даже с безбожной властью можно найти точки соприкосновения, общие дела, контакт с нею сам по себе не предосудителен. Откровенно говоря, в советской власти было гораздо больше христианского, чем в нынешних западных режимах, запрещающих людям иметь полноценные христианские убеждения и жить по ним.

При этом остается огромный вопрос к выступлениям иерархов, отрицавших гонения на веру.  В этих выступлениях отчасти правильно говорилось о том, что гонения связаны с политическими вопросами. Но Православие — не аполитичная, а глубоко связанная с политикой вера. Так что даже если новомученики формально пострадали «за политику», то они страдали за свое христианское свидетельство. Ведь многие из них сопротивлялись закрытию храмов, выражали справедливое недовольство поступками безбожных властей – в этих случаях они также страдали за веру. Поэтому  некоторые церковные документы 20-30-х годов были более чем сомнительны, в том числе и подписанные будущим патриархом Сергием.

В то же время с началом Великой Отечественной войны большевистская власть переродилась, стала более народной, стала иначе относиться к Церкви и, я считаю, в это время наши священнослужители имели полные право и основание быть искренними патриотами Советского Союза.

— Сегодняшняя позиция патриарха Кирилла, позиция ряда иерархов в регионах, их более чем тесные взаимоотношения с властью, не приведут ли к новому расколу Церкви и общества, как это уже было сто лет назад? Если позиция властей изменится, Церковь опять может оказаться в катакомбах.

— Опасность разрыва есть, но я вижу гораздо большую опасность не в противостоянии с манипулируемой искусственной интернет-тусовкой или околокультурными лоббистами, которые обхаживают Кремль, выбивая бюджетные средства на сомнительные фильмы и постановки, а с консервативным церковным большинством. В следующем году Его Святейшество собирается съездить в Екатеринбург на Царские дни, на крестный ход, который идет 22 километра от Храма на-Крови в центре города на Ганину яму. В нем участвуют десятки тысяч верующих и с этими людьми нужно иметь мужество поговорить. Это монархисты, причем радикальные, это антиэкуменисты, это люди, которые совершенно не одобряют такие вещи, как неожиданная встреча с римским папой в Гаване, но с ними нужно вести честный разговор.

Еще один важный аспект споров относительно патриарха Сергия и его времени: подчас слишком подчеркивается его заслуга в сохранении епископата и храмов. Да не это важно для христианина! Не земная жизнь и не рукотворные храмы. В конце концов, «земля и все дела на ней сгорят», как говорит Священное Писание (1 Пет.3:10). Нужно заботиться о вечном, а не ставить себе или кому-то в заслугу сохранение земных вещей.

— Давайте завершим интервью тем, что невозможно не упомянуть. «Матильда» названа вами знаковым рубежом. Что произойдет, если фильм выйдет в прокат?

— Будет действовать Сам Господь. Он поругаем не бывает, Он наказывает. И наказывает иногда человеческими руками, иногда стихией, через катаклизмы, иногда через помутнение человеческих умов, приводящее к уничтожению целых народов. Господь даст Свои знаки еще до намеченной премьеры, а потом может полностью лишить нас всякого будущего.

— Премьера как раз совпадает со сроками возможного переворота, о котором вы говорили вначале.

— Да, может статься так, что здесь ни одного человека не останется.

 

Комментарии   

0 #2 Иван Попель 18.08.2017 15:51
[censored]до [censored]смотреть фильм в открытом просмотре. [censored] хотелось бы, чтобы были предварительные оценки. Пусть их делает зритель. К сожалению, это стало [censored]приятной пиар-нормой, возможно, спровоцированной САМИМ режиссером фильма(он же еврей!!!) для больших дивидендов и ажиотажа! Считаю это [censored]зорным [censored]честным ходом Учителя.
Цитировать
0 #1 Иван Попель 18.08.2017 15:47
[censored]ка фильм для широкого зрителя [censored] экраны [censored] вышел, но критики уже достаточно много. Ориентироваться [censored] противников и сторонников очень сложно. Мое м[censored]ние в том, что [censored]до разрешать с[censored]рные фильмы к широкому просмотру для изучения общественного м[censored]ния. Это более нормально, чем, как [censored] Салтыкову-Щедрину: запретить и [censored] пущать. [censored] думаю, что культура ны[censored]ш[censored]го [censored]селения России(а о[censored], увы, низковата - и хорошо!) [censored]зволит сформировать единое или [censored]давляющее отрицательное общественное м[censored]ние в отрицательном пла[censored]. В конце-концов, это версия режиссера. [censored]льзя же критиковать А. Дюма за перевирание французской истории! Зато его романы до сих [censored]р читаются.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Видео

еще видео
Watch the video

В мире

другие статьи

8/11/2017/Ортодоксия.ру/.  • Союзник в войне с ИГИЛ: впервые президента Египта посетила делегация евангельских христиан США. • Испытания за веру: «Голос мучеников» представляет фильм о Рихарде...

8/11/2017/Ортодоксия.ру/. Смягчение позиции по однополым бракам разлагает Церковь Англии, убеждены протестующие  Следуя примеру Мартина Лютера, консервативные...

Общество

другие статьи

Подписка на новости